четверг, 11 ноября 2010 г.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«Научить человека жить  в информационном  мире
– важнейшая задача современной школы»
А.П.Семенов
  Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру. В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов.
        Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика.
         Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.

        Учебный процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации образования.
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Проблемы учителей в области ИКТ известны: неподготовленность педагогов по этому направлению, слабая учебно-материальная база, необходимость разработки учебников и методических пособий для учителей.
Поиск новых подходов к педагогическим технологиям, способствующим успешной реализации развития творческой деятельности учащихся, является актуальной задачей современного образования. Одним из направлений комплексного проекта модернизации образования является информатизация ОУ
Нами разработан план работы по информатизации образовательного  процесса,     который  предназначен для подготовки учителей в творческой группе к применению информационно-образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.



    Цель информатизации - создание информационной системы школы, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в учебном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение, обработку данных, необходимых для успешного обеспечения образовательного и управленческого процесса в школе, а также активизировать творческий потенциал учителей и учащихся, расширить рамки учебных программ, сделать учебный процесс эффективным с точки зрения самостоятельного использования учителями и учащимися Internet-технологий.

 Задачи информатизации - активизировать творческий потенциал учителей и учащихся, расширить рамки учебных программ, сделать учебный процесс эффективным с точки зрения самостоятельного использования учителями и учащимися Internet-технологий, поиска и использования информационных ресурсов по различным проблемам.


1. Организационно-методическая работа
1.1.  Обучение практическим навыкам работы с программными продуктами (диски).
1.2.  Создание собственных WEB-ресурсов как результат самостоятельной проектной деятельности учителей и учащихся.
1.5.  Обеспечение доступа к нормативно-правовым и инструктивно-методическим материалам.
1.6.  Поддержка функционирования поста электронной почты.


2. Работа с  учителями
2.1. Помощь учителям-предметникам, занимающихся разработкой уроков с использованием Internet-ресурсов;
2.2. Привлечение учителей  для участия в дистанционных курсах;
2.3. Организация публикаций опыта и разработок учителей и сотрудников ОУ  по проблемам образования;
2.4.Поддержка деятельности учителей-предметников, интересующихся проблемами информатизации образования;
2.5. Помощь в техническом обеспечении и обслуживании системы обработки и передачи педагогической информации на всех возможных видах носителей;
2.6.Организация и содействие в подготовке и переподготовке учителей-предметников и сотрудников школы по вопросам освоения ВТ, средств медиаобразования.
2.7. Внедрение ИКТ в организацию работы администрации школы.


 Первым направлением программы информатизации нашего образовательного учреждения является формирование  ИКТ – компетентности всех участников образовательно-воспитательного процесса,  в первую очередь это касается педагогов.

Время требует творческой активности и от учителя, и от ученика. Школа давно уже и с различной степенью успешности предлагает “встречное движение” в познавательном процессе (от учителя к ученику и от ученика к учителю). На мой взгляд, примером такой познавательной деятельности, захватывающей и учителя, и ученика, сегодня может являться организация работы на основе создания совместных компьютерных проектов к урокам и внеклассным мероприятиям.

Творческая группа учителей объединена общим желанием вести преподавание на современном уровне с использованием новых достижений в области информатики. Работа проводиться на базе  школы.
При работе с компьютерными технологиями меняется роль школьного учителя. Учитель становится экспертом и наставником по работе с довольно сложно организованной информацией. Отношения с учащимися строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.


Цель работы творческой группы:
§        Создание единой информационной и образовательной среды школы, которая включает совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном и управленческом процессах новые информационные технологии.
§        Достижение устойчивых изменений в работе школы по применению новых современных информационных и коммуникационных технологий.
§        Развитие способностей педагогов к использованию информационно-образовательных технологий в организации проектной деятельности учащихся.
 

Задачи работы творческой группы:
Ø     Формирование ИКТ–компетентности педагогов, способности эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении информационные ресурсы и технологии.
Ø     Снятие психологического барьера к овладению компьютерной техникой;
Ø     Освоение новых методов общеобразовательной подготовки учащихся в условиях информатизации школы, расширенного доступа к информации.
Ø     Внедрение в образовательный процесс современных электронных материалов, интеграция их с традиционными учебными пособиями.
Ø     Повышение эффективности управленческой деятельности за счет единой информационной сети администрации школы.
Ø     Методическое сопровождение массового внедрения информационных систем и технологий в учебный процесс и управленческую деятельность.
Ø     Создание электронного портфолио  учителя

 


План работы




3. Работа с учащимися
3.1.Развитие навыков пользователей компьютера, сканера, цифрового оборудования. Создание WEB-страничек, других ресурсов Internet
3.2. Участие в дистанционных олимпиадах, конференциях;
3.3. Поддержка на качественном уровне самоподготовки учащихся, их исследовательскую деятельность с использованием Internet-ресурсов;
3.4. Организация работы во внутренних и внешних проектах;
3.5. Создание архивов мероприятий, проводимых в школе;
3.6. Организация компьютерных кружков и факультативов для учащихся, использующих в своем творчестве элементы медиаобразования;
 

 4. Развитие материально-технической базы для обеспечения технической и компьютерной достаточности:
4.1. Приобретение компьютерных программ по предметам.
4.2. Составление и пополнение каталога адресов образовательных сайтов Internet, их систематизация по предметам.
4.3. Мониторинг компьютерной техники.
 



Создание  школьного сайта
Итогом всей запланированной работы является создание школьного сайта.
Сайт - информационный web-pecypc, имеющий четко определенную законченную смысловую нагрузку.
Школьный сайт является школьным публичным органом информации, доступ к которому открыт всем желающим.
Перед созданием сайта были  определены основные цели и задачи школьного сайта.


1. Цели и задачи школьного сайта
Цель: поддержка процесса информатизации в школе путем развития единого образовательного информационного пространства ОУ; представление школы в Интернет - сообществе.
Задачи:
1.     Обеспечение открытости деятельности школы и освещение ее деятельности в сети Интернет;
2.  Создание условий для  взаимодействия  всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей
3.  Оперативное и объективное информирование российского и  мирового сообществ о происходящих в школе процессах.
4.  Формирование целостного позитивного образа образовательного пространства школы в района, в области, в стране и в мире.
5 . Повышение роли информатизации образования, содействие созданию в регионе единой информационной инфраструктуры.
 

Наш школьный сайт:
1.     Содержит справочную информацию, интересующую родителей при поступлении в школу (в том числе, об учителях, учебных программах, традициях…);

2.     Отражает происходящие в школе события (праздники, конференции, конкурсы...);
3.     Отражает в развитии постоянно действующие направления в работе школы.
4.     Является местом, где ученики могут представить свои творческие работы (в том числе, юмористические);
5.     Предоставляет возможность учителям разместить свои материалы .
6.     Поддерживает личные страницы учеников, учителей, целых классов;
7.     Представляет учреждение международному сообществу.


Заключение                         
Компьютер как техническое средство обучения начинает более широко применяться в учебном процессе. Его применение повышает у учащихся мотивацию к обучению. Учитель должен владеть навыками работы на компьютере и уметь использовать компьютер как удобный инструмент в своей повседневной деятельности.
 Научившись работать с универсальными компьютерными программами, можно в дальнейшем совершенствовать свои знания и опыт, осваивая специализированные программы для применения их в учебном процессе.
Применение компьютерных технологий в преподавании  в общеобразовательной школе  позволяет видоизменить весь процесс обучения.
Все педагоги школы имеют удостоверение пользователя ПК;
80% учителей имеют доступ к  домашнему интернету;
3 педагога прошли обучение по модулю программы INTEL «Обучение для будущего» «Учим и учимся с Web-2.0»
Учителя школы  стали активнее использовать ИКТ в обучении.


Это доказывает их участие в конкурсах различного уровня :
Районный конкурс  «Открытый урок в начальной школе»- Максименко Н.А., Шишкова Г.А.;
Районный конкурс  мет. разработок «Есть такая профессия - Родину защищать» Жирнова С.М., Ефименко С.В., Каюнова Т.В..
Областной конкурс «Фестиваль медиауроков»- Каюнова Т.В., Шишкова Г.А..;
 Областной конкурс  мет. разработок «Памяти павших будем достойны»- Каюнова Т.В., Жирнова С.М.,
 Областной конкурс разработка урока по комплексному курсу «ОРКиСЭ»- Каюнова Т.В.,
, Областной конкурс  мет. Разработок, посвященных 115-летию Т.С.Мальцева – Туренова Р.Н..
Применение  ИКТ в обучении способствует   раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
Главные итоги  применения ИКТ в учебном процессе :
·                     Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
·                     Положительное отношение учащихся к предмету , к учителю, друг к другу;
·                     Обозначение объективной направленности деятельности учеников на развитие своей личности;
·                     Появление и рост у учащихся познавательного интереса;
·                     Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании  – это не дань моде, а назревшая необходимость, ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения, владение информационными технологиями делает из преподавателя Мастера  с  большой буквы.



































Комментариев нет:

Отправить комментарий

Информация органов системы профилактики по защите прав несовершеннолетних

Информация  органов системы профилактики по защите прав несовершеннолетних Лопатина Алена Евгеньевна упо...